Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них. О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.
Содержание
- 1 Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования
- 2 Особенности оперативного управления
- 3 Задачи и цели управления
- 4 Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости
- 5 Что такое регистрация оперативного управления
- 6 Для чего и кому нужна регистрация?
- 7 Порядок регистрации прав
- 8 Процедура передачи имущества
Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования
Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.
При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.
Особенности оперативного управления
Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:
- Непрерывность для достижения результатов;
- Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
- Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
- Лежит в основе долгосрочных планов.
Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.
Задачи и цели управления
Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.
Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:
- Рост финансовых показателей;
- Производительности труда;
- Снижение риска и травматизма на предприятии;
- Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.
Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.
Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости
Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.
Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».
Что такое регистрация оперативного управления
На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.
Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.
Для чего и кому нужна регистрация?
Несмотря на законодательное предписание регистрировать закрепление на праве оперативного управления недвижимого имущества, многие люди задаются вопросом об обязательности этой процедуры. Поскольку она требует определённых денежных трат, а также сбора ряда документов, то неудивительно, что люди хотят обойтись без неё.
Однако, получив собственность и начав пользоваться ею, без регистрации учреждение не получает права на эту собственность, что чревато сложностями в случае спорных ситуаций.
Согласно 218-му закону регистрация является единственным достоверным подтверждением такого права. После её прохождения оспорить права оперативного управления можно только в суде.
Порядок регистрации прав
Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает на основании передачи имущества собственником компании, которая будет им управлять. Для проведения регистрации нужно подать в Росреестр перечень документов. Подаёт их и заявление о регистрации компания, которой такое право передаётся. Подать заявление можно лично, либо по почте. Кроме этого есть возможность подавать на регистрацию в МФЦ или через портал Госуслуги. Госпошлиной этот вид регистрации не облагается. Сама процедура сводится к проверке поданных документов и внесению необходимой информации в реестр.
Документы требуемые для регистрации
Регистрация аренды имущества на праве оперативного управления требует подачи следующих документов:
- Учредительных документов предприятия;
- Личных документов заявителя, подтверждающих его полномочия;
- Документа о закреплении объекта;
- Документы о факте передачи собственности.
Дополнительную документацию, а именно выписку из ЕГРЮЛ, реестра госсобственности и кадастровый паспорт подавать не обязательно. Они считаются дополнительными документами, и подаются по желанию.
Если документы подаёт представитель организации, у него должна быть действующая доверенность с соответствующими правами.
Процедура передачи имущества
Оформление права оперативного управления недвижимым имуществом предполагает прохождение процедуры передачи самой собственности. Владельцы имущества закрепляют объекты за учреждениями, получившими его в управление.
Часто речь идёт именно о передаче государственного имущества. В таком случае, решение о его передаче должен принимать орган, обладающий такими полномочиями.
Кроме регистрации права управления, нужно оформлять акт приёма-передачи собственности. В некоторых муниципальных учреждениях принимают свои акты о порядке передачи имущества.
Добавить комментарий