Медицинское свидетельство о смерти – документ, подтверждающий факт гибели гражданина. Он выдается врачом, констатировавшим остановку сердца. С этой бумагой родственники покойного обращаются в ЗАГС, чтобы получить гербовое свидетельство о смерти, позволяющее вступить в наследство, претендовать на пособие и провести похороны. Форма врачебного заключения регламентирована на законодательном уровне. О видах и способах получения данного документа мы поговорим ниже.
Содержание
Как получить медицинское свидетельство о смерти
Выдача медицинского заключения о смерти может производиться врачом любого учреждения, вне зависимости от формы собственности. Чтобы оформить этого документ, специалист должен иметь соответствующую лицензию. Выдать свидетельство может:
- лечащий врач умершего, работающий в поликлинике или больнице;
- врач роддома или детского лечебного учреждения;
- патологоанатом морга, в который поступило тело покойного гражданина;
- специалист частной клиники;
- врач, ведущий частную практику;
- специалист хосписа или дома престарелых.
При отсутствии врача, в небольших населенных пунктах выдавать свидетельства о смерти могут акушеры и фельдшеры. Это возможно в селах, удаленных от районных центров.
Порядок выдачи свидетельства зависит от обстоятельств смерти гражданина:
- Если человек умер в медицинском учреждении (поликлинике, больнице), то свидетельство выписывается местным врачом.
- В случае смерти дома, родственники покойного вызывают участкового врача поликлиники, в которой гражданин состоял на учете. Он должен выдать заключение о смерти.
- При отсутствии истории болезни, тело отправляется в морг, где устанавливается причина смерти. То же самое касается ситуаций, когда человек умер в общественном месте.
Осмотрев тело, врач заполняет бланк свидетельства и подписывает его. Выдача документа заочно запрещена действующим законодательством. Исключение возможно в случае, если тело не поддается опознанию или не было найдено в случае техногенной катастрофы, тяжелой аварии и т. д. За достоверность сведений, указанных в документе, несет ответственность руководитель медицинского учреждения.
На территории Москвы специалисты скорой помощи и участковые врачи не имеют права выдавать подобные свидетельства. Если человек умирает дома, его обязаны доставить в морг, где будет проведено вскрытие. Для получения справки родственникам придется обращаться к патологоанатому.
Врачебное свидетельство о смерти выдается членам семьи покойного гражданина. При их отсутствии документ может получить любой близкий родственник или опекун умершего. Если по какой-то причине родственники не могут обратиться в медучреждение самостоятельно, им следует оформить доверенность на представителя. Им может выступать ритуальный агент.
Получить свидетельство имеет право представитель правоохранительных органов. Для этого в медицинское учреждение нужно направить официальный запрос.
Что нужно для получения
Чтобы получить справку, гражданин должен подготовить следующие бумаги:
- удостоверение личности покойного;
- паспорт заявителя;
- выписка из домовой книги (при отсутствии паспорта покойного);
- амбулаторная карта умершего;
- полис ОМС (если есть).
Получив медицинское свидетельство, важно убедиться в том, что информация в нем указана верно. При наличии ошибок, документ признается недействительным, и его придется получать заново.
Виды документов
В зависимости от обстоятельств смерти гражданина, может оформляться несколько свидетельств. На документе проставляется одна из следующих пометок:
- Предварительное. Чтобы точно установить причину смерти гражданина, необходимо провести дополнительные исследования. В течение 45 дней этот документ должен быть заменен другим, имеющим пометку «взамен предварительного».
- Взамен предварительного. Такая отметка ставится на новом документе, который выдается вместо бланка с пометкой «предварительное». Это происходит после установление точных обстоятельств смерти.
- Окончательное. Эта пометка свидетельствует о том, что причина смерти гражданина была установлена точно. В дальнейшем проводить дополнительные мероприятия не потребуется.
- Взамен окончательного. Если ранее был оформлен документ с пометкой «окончательное», но затем стали известны новые обстоятельства смерти гражданина, то выдается это свидетельство.
Бумаги с пометкой «взамен…» требуются органам государственной статистики. Они имеют ту же юридическую силу, что и окончательный документ.
Сроки получения
Сроки выдачи справки также зависят от обстоятельств смерти гражданина:
- Если причина смерти ясна, а вскрытие не требуется, то документ выдается в день регистрации смерти.
- Когда тело доставляется в морг для вскрытия, бумагу можно получить на следующий день. В редких случаях справка выдается через двое суток после определения причины смерти.
- Если для выяснения точной причины смерти требуются дополнительные сведения, то выдается предварительное свидетельство. В течение полутора месяцев врач медучреждения должен выдать окончательный документ.
Дубликат свидетельства
Потеряв оригинал документа, гражданин может запросить дубликат. Для этого следует обратиться в учреждение, которое ранее выдало справку. Это может быть больница или морг. Здесь гражданин пишет заявление, в котором нужно указать причину изготовления копии. После этого он получит новую справку с пометкой «дубликат».
Копия выдается только тому гражданину, который ранее получал оригинал. Также запросить документ может близкий родственник или член семьи покойного.
На что нужно обратить внимание при получении
Если в свидетельстве присутствуют ошибки, оно не имеет юридической силы. Поэтому важно проверить документ, полученный в морге или больнице. Обратите внимание на следующие моменты:
- бланк заполняется шариковой или чернильной ручкой (цвет – черный или синий);
- должны быть заполнены все поля;
- если в тексте есть исправления, то возле зачеркнутого текста ставится пометка «исправленному верить» с подписью и печатью;
- если некоторые сведения неустановленны, то в соответствующей графе ставится прочерк или пометка «неизвестно».
Заметив ошибку в документе, о ней нужно сообщить сотруднику, выдававшему свидетельство. Не следует забирать бумагу, пока неточность не будет устранена. В противном случае у родственников покойного могут возникнуть проблемы с получением пособия на захоронение или с организацией похорон.
Добавить комментарий